Мифы о стоматологии
Миф 1. Стоматология – это больно.
Здесь все просто. Если стоматолог сделал вам больно – бегите из этой клиники сразу.
Конечно, как и в любом правиле – здесь существуют исключения. Но они должны оставаться только исключениями. Например, при обострениях, гнойных процессах — анестезия действует хуже. Но современный уровень анестезии позволяет почти все манипуляции проводить безболезненно. И если во время лечения вы почувствовали боль – значит либо доктор использует дешевые анестетики (а значит, велика вероятность того, что и остальные материалы тоже дешевые и некачественные) или просто не умеет делать анестезию (очень частое явление). То есть его в институте не научили даже делать анестезию! Как тогда он качественно сможет сделать что-то более сложное?
Также, например, анестезия не так эффективно действует на спортсменов и, иногда, на рыжих. У спортсменов обменные процессы происходят медленнее. Но хороший доктор, ориентируясь на анкету о здоровье пациента, на какие-то другие проявления – предупредит его, постарается сделать дополнительный укол. Но ни в коем случае не проигнорирует данную ситуацию. Также нужно понимать, что чем дольше вы растягиваете приход к стоматологу с осложнением, обострением – тем сложнее будет обезболивать.
Пример из практики. Пациент панически боится стоматологов. Но необходимо удаление зуба. Хирург беседует с пациентом – как будет проходить удаление. Все объясняет подробно. Сначала укол. Потом сам процесс удаления зуба. «Вы услышите скрежет щипцов о зуб, это обычное явление. Не пугайтесь, больно не будет». Зуб многокорневой, сидит крепко. Если не получится удалить его сразу, то придется распилить корни и удалить зуб по частям. Начинается процесс удаления. Пациент слышит скрежет и начинает кричать. Врач останавливается, спрашивает: «Больно?». Пациент отвечает: «Нет, скрежет страшный…». Доктор: «Не пугайтесь, это так всегда бывает. Если будет больно – скажите, я сразу остановлюсь».
Продолжается процесс удаления, пациент со скрежетом свыкся. Но попался такой зуб, который совсем не просто удалить (я бы посмотрел, как больной удалял бы его с помощью шелковой нитки самостоятельно – наверное, то еще было бы зрелище). Приходится распиливать корни. Доктор начинает пилить зуб, пациент сползает в обморок… Но что значит качество, предусмотрительность! Нашатырь под рукой, пациент приходит в чувство. И доктор произносит волшебную фразу: «Вот, говорят, Ред Булл окрыляет. Нашатырь окрыляет!». Через 10 минут зуб удален, счастливый пациент смотрит в зеркало на место удаленного зуба и с улыбкой уходит. Теперь у него совсем другое представление о лечении зубов. Страхи детства перед ужасами поликлиники и плохих стоматологий ушли навсегда.
И в этот момент я испытал чувство гордости за докторов, за клинику.
Миф 2. Стоматология – это дорого.
Ну, начнем с того, что «дорого» — это понятие относительное. Кому-то сырокопченая колбаса дорого, и он ест только вареную. Кому-то дорого купить себе Toyota, и он ездит на Калине.Давайте этот пункт разберем подробно-подробно.
Самое дешевое – это бесплатное. Правильно? НЕТ!
«Народная» мудрость не зря говорит: бесплатный сыр – только в мышеловке.
Дорого, по моему представлению – это когда качество не соответствует цене.
Например, когда кто-то при том же качестве, или на то же самое выставляет цены в 2 раза выше. Это вообще называется не «ДОРОГО», а «СПЕКУЛЯЦИЯ». Но тут все просто, когда вы покупаете, например, пакет молока. Он один и тот же, с одинаковым сроком годности, от одного производителя. Но даже в этом случае находятся люди, готовые купить его заведомо дороже! Например, если магазин совсем рядом, или не надо стоять в очереди на кассу 30 минут, или когда так приятно ходить по просторному чистому магазину, в котором играет приятная музыка (а не звучит навязчивая реклама) – и это за лишние 10-20% наценки на товар. Каждый в этом случае выбирает сам – либо самый дешевый вариант, либо комфорт и удобство, но чуть дороже.
В стоматологии такое невозможно!
У меня есть знакомая девушка, с высшим математическим образованием, которая как-то сказала мне: «Так ведь все стоматологи лечат одинаково! Значит, надо идти туда, где дешевле». Поразительное заблуждение, которое свойственно многим. Но таких людей, становится с каждым годом все меньше, и я объясню почему. Во-первых, как уже описывалось в случае с молоком, многие выберут комфорт. А это не только внешний дизайн. Это целый комплекс, который охватывает работу клиники от звонка администратору, прихода в клинику, минимума ожидания приема (Хотя в клинику, в которую никто не ходит – ждать приема вообще не надо. Пришел – и сразу без предварительной записи можешь идти к любому доктору. Но тут стоит задуматься – а почему сюда никто не ходит?), до консультации, самого приема и дальнейшего процесса лечения. И если пациенту приятно приходить в клинику, его ничего не напрягает – значит, он, в том числе выбирает комфорт.
Во-вторых, а это гораздо важнее, чем «во-первых» – качество лечения, гарантии. Понять, качественно или нет вас полечили — вы сразу не сможете. В этом есть некий парадокс. Пациент понимает, что его вылечили хорошо спустя 7-10 лет, когда он приходит к стоматологу только на профосмотры. А вот если вас вылечили плохо – это становится ясно очень быстро. Пломба вывалилась через неделю, зуб пролечили – а он начал сильнее болеть, отторгся имплантат (если клиника не занимается имплантацией – это сразу говорит о том, что они «не в струе» самых современных технологий), протезы жмут. Сразу становится ясно, что лечение было некачественным. И меня поражают люди, которые идут в ту же клинику не для того, чтобы вернуть потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги, а на продолжение лечения!
В-третьих, вам выставили счет за то, что на самом деле не делали. Это уже уголовное дело, мошенничество. Тут комментарии излишни.
В хорошей стоматологии вам подробно (обычно консультация проводится несколькими специалистами и длится не менее 1 часа) объяснят, каково ваше текущее положение дел, чем надо заниматься срочно, а что можно отложить на некоторое время, что необходимо проделать с КАЖДЫМ зубом (нет неважных зубов), предложат альтернативные (но при этом все равно правильные) варианты лечения, расскажут о возможных последствиях (в том числе и финансовых), если что-то не делать, или что-то делать неправильно. А вы уже выбираете – делать или нет. Никто вас насиловать не собирается. Задача доктора – донести ВСЮ необходимую информацию, чтобы пациент сам принял решение не на основе того, что ему кажется, или как подруга посоветовала, а на основе многолетнего опыта врача, на основе научных работ, стандартов лечения.
Пример из практики. Пациенту составлен план лечения, но ему кажется дороговато. Мало того, он думает, что доктор понаписал туда кучу того, что ему не нужно. Доктор распечатывает план лечения и дает его пациенту. «Давайте посмотрим, что тут лишнее и вычеркнем». Пациент начинает смотреть. Так… Анестезия. Не… «Больно» не хочу, анестезия нужна. Лечение кариеса. Кариес надо убрать, а то потом будет дороже. Имплантаты… Ну это то, зачем я в основном и пришел. Временные коронки… Ура, нашел! Давайте их уберем. Доктор безоговорочно соглашается: «Как хорошо, что вы заметили! Конечно, вычеркиваем». Пациент чувствует, что-то тут не то. «Доктор, а зачем временные коронки?». «Срок приживления имплантатов – 3-4 месяца. Только после этого срока можно устанавливать постоянные коронки». «То есть я 3-4 месяца буду ходить без зубов?». «Да, но зато вы сэкономите». «Ну… Вообще-то так долго совсем без зубов я ходить не хочу. Давайте оставим временные коронки». «Давайте оставим».
И так до самого конца плана лечения по каждому пункту. Ну нет ничего лишнего! Глянь-ка, доктор не обманул. Волшебство какое-то!
Пример из практики. Пришел в клинику пациент. Спрашивает: у вас можно запротезироваться на имплантах?». «Да, конечно можно». Смотрим панорамный снимок и ужасаемся. Один имплант уже надо удалять, поставлен неправильно и он вообще лишний. В другом месте имплантат надо доставлять, иначе конструкция не выдержит. Вообщем, классический пример работы неграмотного хирурга-имплантолога (как при планировании, так и в исполнении). Но, слава богу, он не так сильно испортил ситуацию, все можно поправить. Спрашиваем: «А почему вы не пошли протезироваться туда, где ставили импланты?». Ответ пациента просто поразил: «Да вот, изначально пошел туда полечиться, вроде недорого. Пришел через 4 месяца протезироваться, А ИХ ТАМ УЖЕ НЕТ!»
Выбор только по принципу «где подешевле» – это как бросать монетку и угадывать чем упадет. Вы готовы сыграть в «орла и решку» со своим здоровьем и, в конечном счете, со своими деньгами? Тогда вам не к нам. Мы оказываем качественное лечение и берем денег ровно столько, сколько это стоит. Самое дешевое лечение – это городская поликлиника. Причем заметьте, что по факту там не все бесплатно. Доктор скажет: «Вот это я сделаю бесплатно. А вот это уже будет стоить денег. Но я возьму с вас меньше, чем в платной стоматологии». Что будет дальше? Доктор возьмет у вас деньги, никакого чека и гарантии не даст (Попробуйте прийти к врачу после того, как у вас вывалится пломба и настоять на бесплатном перелечивании, потому что вы ему уже заплатили. Хочу быть зрителем в этот момент…). И когда у вас возникнут проблемы, вы уже повторно не совершите этой ошибки. Вы придете в платную стоматологию. И тут вы начнете удивляться очень многим моментам…Оказывается, в платной стоматологии не все так дорого, а иногда и дешевле.Качество на порядок выше, не больно, удобно, без спешки, с уважением…Надо было приходить сразу сюда, потому что после того, как «полечили» в городской поликлинике, исправлять ситуацию уже будет существенно дороже.
Пример из практики. В 20-00, за 1 час до закрытия клиники, приходит пациентка с огромной опухшей щекой. Спрашиваем, что случилось? Рассказывает. Пошла удалить нижнюю 8-ку в городскую поликлинику. Сначала хирург часа полтора пытался удалить. Не получается. Потом подошел «ведущий хирург», еще полчаса крошил, тянул зуб. Не получается. Вызвали Зав. Хирургическим отделением. Тот тоже уделил полчаса времени, попробовал, убедился что все без толку. Что делать? Вызвали «Скорую помощь». Приезжает «Скорая» — что случилось? Объясняют ситуацию – так и так, почти 3 часа возимся, никак не получается. Забирайте к себе. Врач «Скорой» посмотрел в рот пациентке – там все разворочено, все опухло, анестезия начинает отходить, больно… И говорит: «Вы все это наворотили – вы и разбирайтесь. Я на себя ответственность брать не буду». Развернулся и уехал. Троица из поликлиники подумала, подумала и говорят пациентке – идите вы вот в эту клинику, может у них что-то получится…
Это — не придуманный случай. Я никоим образом не хочу унизить всех врачей городских поликлиник, или возвысить всех врачей платных клиник, а в особенности нашу клинику. Коновалов везде хватает. Мы с такими расстаемся сразу.В нашей клинике пациентке за 30 минут удалили этот практически полностью раскрошившийся зуб. Потом другой хирург минут 15 накладывал швы. Это при очень плотной записи в расписании клиники (пришлось некоторых пациентов попросить подождать своего приема – отнеслись с пониманием). И только через месяц все пришло в норму. Страшно ходить туда, где бесплатно, дешево или безответственно.Миф 3. У меня ничего не болит – зачем мне идти к стоматологу?
Тут возможно простое сравнение. Я очень часто его использую.
У меня автомобиль работает нормально – зачем мне ехать на техосмотр?
А дальше 2 варианта: либо вы потеряете гарантию производителя, либо попадете на капитальный ремонт движка. А капитальный ремонт – это очень дорого! Современные методы диагностики (цифровой рентген, компьютерная томограмма) позволяют заметить зарождение негативных процессов и предотвратить их распространение на ранних стадиях. Если вы вовремя вылечили кариес, то вам не надо будет лечить пульпит. А это в 3 раза дороже. Если вы вовремя вылечили пульпит, кисту – вам не надо удалять зуб, и ставить имплантат. Иначе это обойдется еще в 3-4 раза дороже. То есть если вы раз в 6 месяцев посещаете стоматолога, решаете локальные проблемы за небольшие деньги – вы экономите себе огромные суммы. Честно говоря, стоматологам-то по большому счету выгоднее, чтобы к ним проходили «запущенные» пациенты – на их огромных проблемах можно заработать гораздо больше. И спасибо тем стоматологам, которые подробно объясняют пациентам, зачем им надо периодически посещать стоматолога, почему это сэкономит им деньги и здоровье. В этой ситуации американцы ушли дальше нас. Единственная статья бюджета почти каждого американца на медицину, которую он откладывает заранее «в кубышку» и ни в коем случае их не тратит на что-то другое – это стоматология. Потому что он понимает, если стоматолог скажет надо срочно что-то делать – надо делать, деньги должны быть под рукой. Не сделаешь сразу – обойдется гораздо дороже. А теперь философский вопрос. Если у меня заболел зуб – это начало болезни или скорее конец? Понятно, что это уже ближе к концу. И теперь болезнь надо уже «лечить», пытаться «вытянуть» ситуацию в положительное русло, хотя можно было просто и недорого «предотвратить».
Миф 4. Я сам знаю, что и как мне надо лечить.
Очень часто приходят такие пациенты. Читают в интернете, разговаривают с соседями, сослуживцами. А потом приходят на прием к доктору, у которого за спиной 8-10 лет обучения и 5-10 лет практики и рассказывают, как именно их надо лечить. Это просто смешно. Сразу вспоминается Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». Когда один из персонажей (заметим, что это был мужчина) нашел у себя симптомы ВСЕХ болезней из медицинского энциклопедического справочника за исключением родильной горячки и приготовился помирать. Удалять зуб или лечить? – очень частый вопрос. Если надо удалять – надо удалять, если не надо удалять – надо лечить. Что может быть проще? По закону врача могут привлечь к уголовной ответственности, если он удалит пациенту зуб без показаний к удалению. А показания к удалению абсолютно четко прописаны в стандартах лечения, причем не отдельно взятой клинике, а в стране. Логика очень простая – если можно вылечить что-то то, что принадлежит организму – надо лечить. Если сохранить не получается – надо удалять, заменять. Любой свой родной зуб, хорошо пролеченный – лучше любого зубного импланта. Вопрос только в том – удастся или нет сохранить зуб на достаточно долгий период. При этом доктор зачастую «рискует». Есть такое понятие, как «повод удаления зуба 50%». То есть непонятно, удастся или нет сохранить зуб. Каждый случай индивидуален. И доктор вправе принять решение: могу удалить, а могу попытаться сохранить. Так вот, в этом случае «качественный» доктор все это объяснит пациенту и попытается сохранить зуб. Если удастся – честь ему и хвала. Если не удастся… Вот в этой ситуации разные врачи поведут себя по-разному. Один врач возьмет с пациента деньги и за лечение, и за удаление с последующей имплантацией. Предварительно он, конечно, не даст гарантии на лечение. Чтобы взять деньги 2 раза. А потом, видя какую прибыль это приносит, он начнет «лечить» зубы, которые 100% надо удалять.
А врач, который уважает себя, работает «на перспективу» (чтобы к нему пациенты по рекомендации в очередь выстраивались) — он попытается вылечить зуб, объяснит пациенту, что есть вероятность, что попытка может не удастся. И если придется зуб удалять и ставить имплантат – вычтет из стоимости имплантации те деньги, которые он уже взял за попытку лечения. Это честно, это грамотно. К таким людям хочется приходить снова и снова. Пример из практики. Пришла молодая девушка, 20 лет. Жалоба – кривой зуб. Говорит: «Удалите мне его, пожалуйста, и поставьте имплант. Красивый». Долго объясняли ей, что это неправильно, это незаконно. Необходимо ортодонтическое лечение, зуб выправится, все будет красиво, но потребует времени. А зуб останется и будет ей еще очень долго служить верой и правдой, потому что он здоров. Не получилось убедить. Ушла. Наверное, нашла клинику, где ей проделали процедуру удаления и имплантации. Дай бог, чтобы там ей это сделали качественно. Хотя надежды мало: врачи, которые нарушают клятву Гиппократа — вряд ли являются хорошими специалистами. Это просто алчные, жадные люди, для которых деньги на первом месте, а принципы – на последнем.
Пример из практики. Пациентка, все зубы в кариесе, 2 зуба отсутствуют. Каналы пролечены некачественно, что уже на одном из зубов вызвало воспаление и как следствие кисту. Зуб на грани того – можно спасти или нет. Надо срочно заниматься, иначе все развалится. Доктор подробно ей все объясняет, причины возникновения воспалений, что необходимо сделать, чтобы это вылечить, все показывает на рентгеновском снимке. Рассказывает, к каким последствиям может привести, если сейчас не заняться лечением. Пациентка все это выслушивает, с четким пониманием «нашли дурочку». И говорит: «Да, все поняла. Но это мне ничего не надо. У меня пломба вывалилась. Замените мне ее пожалуйста – и все». Доктор смотрит на зуб, и объясняет: «На этот зуб уже нельзя ставить пломбу. Полость очень большая. Пломба долго не продержится. Но что важнее – очень большая вероятность, что тонкая стенка зуба (полость-то ого-го какая) не выдержат давления на нее и просто сломается. При этом если лопнет выше уровня десны – это все равно приведет к тому, что надо ставить коронку. А если сломается ниже уровня десны – зуб придется удалить и вы останетесь еще без одного зуба».Кстати, таких случаев очень много. Давление на жевательный зуб составляет более 300 кг (!). Про это будет следующий пример.
Пациентка слушает все это и говорит – не хочу коронку, хочу пломбу. Доктор пытается еще раз объяснить, почему так делать неправильно. Пациентка настаивает на пломбе. Доктор вздыхает и говорит, что раз вы настаиваете – давайте сделаем. Но стандартную гарантию (2 года) на такую пломбу мы не дадим. Причину я вам уже рассказал.
Пациентка с криком «Ужас! Ваша клиника не дает гарантию на пломбу!» убегает. И слава богу, с такими пациентами лучше не связываться. Жаль, что она потом начнет всем преподносить эту историю как «Клиника не дает гарантии на пломбы». Но время все расставит по своим местам.
Пример из практики. К доктору приходит пациентка на консультацию. Зубы в очень плохом состоянии. Один из зубов, на который она жалуется, стоит под огромной пломбой. Пломба достаточно старая. Это значит, что она отошла от стенок, дала усадку (то есть пломба уже не вполне служит дополнительной опорой для стенок зуба). Доктор говорит: «Надо ставить коронку. Иначе тонкая стенка может лопнуть, и большая вероятность, что вы лишитесь зуба. Обновлять пломбу нельзя, большой риск потери зуба – стенки зуба очень тонкие». Пациентка говорит, что подумает, может быть попозже. Сейчас нет времени, да и с деньгами туго. Уходит. Приходит через 2 недели. О, ужас! Стенка все-таки сломалась. Ниже уровня десны. Зуб обязателен к удалению, сохранить его уже никак не удастся. Пациентка вздыхает, через пару дней удаляет его, одномоментно ставит имплантант. Это уже не свой зуб, и уже дороже, чем поставить коронку (деньги нашлись, но уже понадобилось больше). При осмотре доктор говорит, что есть еще один зуб в похожей ситуации, и с меньшей вероятностью, но его стенка тоже может лопнуть. Нужно покрывать коронкой, а то ситуация может повториться. Пациентка говорит: «Да, наверное. Но чуть позже». И подумайте, что произошло дальше? Через неделю она пришла с треснутым ниже десны зубом! Люди предпочитают наступать на те же грабли. А потом (поразительно!) обвиняют стоматологов в алчности. Ну не себя же любимого критиковать…